Об Уфе с любовью - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Идея возникла в переломный момент Великой Отечественной войны. Летом 1943 года Красная армия одержала победу на Курской дуге, окончательно надломив возможности фашистской Германии повернуть на свою сторону ход сражений. За несколько месяцев до этих событий в феврале 1943-го вермахт потерпел сокрушительное поражение под Сталинградом.
Тяжелая картина преднамеренного варварского разрушения открывалась перед воинами, освобождавшими родные города и села. Башкирию не топтали сапоги вражеских солдат, но суровая военная пора не пощадила и оставшуюся в глубоком тылу территорию. Война, вызвав высокий народный порыв к сопротивлению врагу, позволила приблизить великую Победу. Однако привычный уклад мирной жизни заметно изменился и в Башкирской АССР. Выполняя чрезвычайной важности задачи военного времени, Уфа в годы войны разместила в своих пределах свыше тридцати эвакуированных предприятий, и на новом месте они очень скоро начали выпускать оборонную продукцию. Численность населения в столице возросла на 150 тысяч человек. Эвакуированных граждан пришлось разместить по всему городу, а для рабочих и специалистов крупных оборонных предприятий выстроить жилые поселки в непосредственной близости от места их работы.
В освобожденных и порушенных врагом городах, оказавшихся под фашистской оккупацией, началось их возрождение. Для руководства работой по восстановлению разрушенных городов и сел (а также по застройке и благоустройству), в короткие сроки превратившиеся в опорные хозяйственные центры страны, в 1943 году правительство принимает решение организовать новое ведомство – Государственный Комитет по делам архитектуры при Совнаркоме.
Помимо организации созидательной работы на новое ведомство возложили задачи по сохранению и реставрации памятников зодчества. В 1945 году в отчетах Управления по делам архитектуры и главных архитекторов городов, которые работали в Уфе и Стерлитамаке, впервые появились разделы по их охране. Первый список из 20 включенных в список охраняемых государством объектов был включен в годовой отчет за 1944 год.
Академия архитектуры предписала провести инвентаризацию объектов и одновременно постановила начать подготовку серии популярных изданий, посвященных традициям отечественного зодчества, достижениям выдающихся отечественных архитекторов. Работа по отбору первичного материала и написанию текста поручена была Николаю Юрьевичу Лермонтову – старейшему мастеру зодчества, проживающему в Уфе. Он приступил к этому в год Великой Победы, но человек преклонного возраста не успел завершить начатое. Книгу к изданию подготовила Мастура Низамовна Сахаутдинова – начальник Управления по делам архитектуры.
В наши дни с волнением берешь ее в руки. План ее написания Лермонтов предоставил и обсудил на заседании Правления Союза архитекторов Башкирской АССР. Его видение реалий и перспектив планировки и застройки будущего мегаполиса получило пусть тезисное изложение, но закрепленное в виде печатного издания. Как профессионал высокой квалификации (в молодые годы Лермонтов окончил в числе лучших выпускников Петербургский институт гражданских инженеров) он предложил полноценную композицию, положив в основу принцип историзма.
Изложение материала в книге об Уфе включило предысторию застройки, которая отразила истоки традиций местного зодчества с привлечением материалов археологических открытий и сохранившихся образцов культовой архитектуры.
Ни один заслуживающий внимания объект не был оставлен без внимания. Изложение событий, связанных с развитием города, плавно перетекает от одной эпохи к другой. Смена исторических стилей отражена на примере сооружений, выстроенных в Уфе и сохранившихся с рубежей ХVIII-XIX веков. Книга проиллюстрирована интересными фотографиями не сохранившихся, к сожалению, зданий.
По-особому интересны памятники деревянного зодчества, внимание к которым стремительно возрождается в наши дни. Их осталось совсем немного, и потому по-особому волнуют фотографии, запечатлевшие лучшие образцы застройки, с которых начиналось непрерывное развитие города и превращение его в крупнейший мегаполис страны. О том, что архитектурное наследие восполнялось в традициях зодчества всех эпох, с привлечением теории и практики проектирования общественных и гражданских зданий, свидетельствует анализ всего ценного, что украшало и сохраняется в столице на протяжении нескольких веков. Книга не устарела по своему содержанию, напротив, приобрела особую ценность, как
первое и пока единственное издание, где профессионально изложено прошлое и будущее.
К сожалению, архитекторы нашего города, а они имеют право заявить о себе как о сложившемся сообществе мастеров, не приступали за истекшие десятилетия к разработке новых, вовлеченных в научный оборот материалов.
В расположенных по соседству от Уфы крупных областных центрах – Екатеринбурге и Челябинске – изданы обстоятельные энциклопедии городов. О столице Башкортостана еще не написано ни одной книги, обобщающей большой материал и протяженную во времени историю. А время настоятельно диктует, что пора приступать к этой работе не только отдельным авторам, но и коллективам исследователей. Время – необратимо, упущенное будет трудно наверстать.
Лучшим стимулом для разработки серьезного издания по планировке и застройке Уфы с привлечением широкого исторического материала, отражающего развитие города, может стать приближающаяся столетняя годовщина преобразования ее из провинциального губернского центра в столицу Башкортостана. Это событие произошло в июне 1922-го. Осталось не так уж и много времени, поэтому будет непростительным упустить этот шанс.

Библиография:

  1. Янгиров Р. Об Уфе с любовью / Р. Янгиров. - Текст : непосредственный // Уфимские ведомости. - 2016. - № 16 (3 марта). - С. 20 : фот.
  2. Янгиров Р. Об Уфе с любовью / Р. Янгиров. - Текст : электронный // Уфимские ведомости. - 2016. - 2 марта. - URL: https://vedomosti102.ru/chetverg/647-ob-ufe-s-lyubovyu.html(дата обращения: 24.05.2020)

 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Январь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

УФА В КНИГАХ