Янаби Т. - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ КАТАЛОГИ
Бульвар Тухвата Янаби
Фотогалерея: Союз писателей

Имя писателя носит улица в Калининском районе, в Инорсе.

 

 

 

Тухват Янаби

  Тухват Янаби (1894-1938) принадлежит к той когорте писателей, которые положили начало самой молодой из литератур России – башкирской литературе. Каждый день он выходил из второго подъезда дома №17/19 по улице Карла Маркса, спешил на работу в редакцию газеты «Башкортостан», в журнал «Октябрь»,  в издательство. «Судя по внешнему виду, - вспоминал башкирский писатель Салях Кулибай, - Янаби казался очень строгим человеком. Не знавшие его, видя как он беззвучно усмехается, шевеля сжатыми губами, могли даже подумать, что видят перед собой бездушного, заносчивого себялюбца. Но Тухват Янаби был очень человечным человеком, одаренным неиссякаемым юмором.  Я не знаю случая, чтобы он говорил «на высоких тонах», кричал, сердился или ходил растерянный, с унылым лицом…»

Тухват Янаби (Тухватулла Калимуллович Калимуллин) родился в деревне Янаби-Урсаево Белебеевского уезда, ныне Миякинского района. Несмотря на бедность, родители-крестьяне дали возможность сыну поступить в медресе в селе Стерлибашево. Попытки же продолжать учебу в Оренбурге, в медресе «Хусания», не увенчались успехом. В 1917 году Янаби был признан на службу в царскую армию. Там он переходит на сторону революции и вступает в партию большевиков. После окончания специальных курсов политотдела Башкирского военного комиссариата ведет партийную и культурно-просветительную работу в различных кантонах Башкирии. Этому способствовала учеба в Коммунистическом университете имени Я.М.Свердлова в Москве.

  Несмотря на огромную занятость общественной работой – был Янаби и заведующим отделом культуры Башпросвета, и членом Аргаяшского канткома партии, и редактором газеты «Башкортостан», и ответственным секретарем правления Союза писателей Башкирии, - он много времени уделяет и литературному творчеству. В газетах и журналах появляются его стихи и поэмы, воспевающие революционные перемены в жизни башкир, призывающие народ к светлому будущему – к «алой заре труда». Поэма – значительное событие в башкирской поэзии тридцатых годов. В творческом наследии Янаби выделяется несколько поэм: «Страна победителей», «Извилистые пути», «Дорогой труда». Самой значительной поэмой, по мнению критиков, является «Страна победителей». В ней обобщенных художественных картинах показан исторический путь развития всего человечества. В истории башкирской литературы Тухват Янаби известен и как прозаик. Его рассказам, как и поэтическим произведениям, свойственны национальная самобытность и народный юмор. Писатель хорошо знал и умело пользовался образами народного поэтического творчества, лексическим богатством языка. Перу талантливого писателя принадлежат и публицистические статьи на актуальные темы. А такая работа, как «Башкирская периодическая печать 1919-1924 годов» положила начало исследованию развития журналистики в республике.

  В 1937 году Тухват Янаби был репрессирован.

 

Библиография

  • Человек с добрым сердцем [Текст]  //Узиков Ю. Уфимских улиц имена.- Уфа: Уфимский полиграф комбинат,2007.-С.314-315.

 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Декабрь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   

УФА В КНИГАХ