![]() ГЛАВНАЯ ![]() РУБРИКИ ![]() ЭЛЕКТРОННЫЕ КАТАЛОГИ |
Улица Тургенева
![]() ![]() ![]() Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) принадлежит к тем писателям, чьи творения составляют славу и гордость русской национальной культуры. Продолжая традиции А.Пушкина и Н.Гоголя, великий художник отразил в своих произведениях самые существенные стороны русской действительности 40-70-х годов ΧΙΧ века. Он был мастером самых разных литературных жанров. Но, прежде всего, он романтист. В романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Новь» писатель создал целую галерею образов своих современников, поведал о становлении «молодой России», о борьбе ее лучших сынов за счастье народа. Родина и исторические судьбы русского народа – главная тема его творчества. Кроме того, великий романтист был непревзойденным стилистом, художником слова, владеющим искусством простого и ясного повествования. Тонкая наблюдательность художника позволила ему создать великолепные картины родной природы. Он обогатил русский литературный язык, придав ему необыкновенную выразительность. Тургенев был одним из первых русских писателей, заслуживших поистине мировую славу. Он был другом и признанным наставником многих передовых писателей Запада, таких как Флобер, Мопассан, Доде, Жорж Санд, которые называли его своим учителем. Тургенев много сделал для пропаганды русской культуры в Западной Европе. Благодаря его активной деятельности имена классиков русской литературы стали известны всему миру. В 70-80-е годы ΧΙΧ века революция стала центральной проблемой всей русской общественной жизни. Лучшие силы нации – героическая молодежь – народовольцы – вступили в неравный бой с царизмом, ушли в подполье. Тургенев никогда революцию не проклинал, не боялся ее, но не верил в возможность ее тогдашнего осуществления. Он мечтал достичь народного блага путем постепенных реформ. Но все же Тургенева, как магнитом, тянуло к смелому до дерзости революционеру Г.А.Лопатину (которого любил К.Маркс): «… несокрушимый юноша… умница и молодец… светлая голова». После его ареста Тургенев писал с горечью и надеждой: «Сделаю все, что смогу». В декабре 1882 года, будучи тяжело больным, радуется он от души его побегу из ссылки. Очень нравились Тургеневу С.Перовская и В.Фигнер, П.Кропоткин и С.Степняк-Кравчинский. Особенно большое впечатление произвел Ипполит Мышкин, пытавшийся в одиночку освободить из Сибири Н.Г.Чернышевского. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто, действительно, без нее обходится». Эта проникновенная мысль Ивана Сергеевича Тургенева обретает в наши бурные и сложные времена еще большую значимость. Газета «Вечерняя Уфа» сообщила 22 января 2000 года интересную новость. Уфимка Валентина Хамзина имеет дорогую реликвию: складной зонтик с ручкой из белой слоновой кости, на которой находится монограмма И.С.Тургенева. Зонтик подарила ей мама, А.Г.Фролова.
Библиография
Литературное наследие
|
![]() ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Английские путешественники ХlХ века об УфеМеталлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова). И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы». Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16. Шаляпин в УфеВ сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.
![]() УФА В КНИГАХ
|
||||
©МБУ ЦСМБ |