Высоко сижу, далеко гляжу - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Примечательно, что, по данным краеведов, семья хлебопромышленника жила именно в загородном доме, хотя Костерин был владельцем роскошного особняка на углу Пушкинской и Александровской (ныне Маркса), где сегодня располагается офис таможни. Дом, возведенный в начале XX века в стиле модерна и украшенный маскаронами - дамскими ликами, сдавался под номера для заезжавших купцов. Все это способствовало возникновению очень живучего и волнующего кровь эротоманов мифа о куртизанках, которые оказывали услуги приезжим торговцам в доме одного из богатейших людей города.
Интересно, что с загородным домом Костерина практически не связаны какие-либо истории или городские легенды. Возможно, именно поэтому он нечасто встречается в экскурсионных программах по городу. Однако известно, что в 1919 году там жили петроградские дети.
- Краевед Аполлоний Зирах сфотографировал петроградских детей именно у дачи Костериных, - рассказывает Анатолий Чечуха. - На снимке они облепили всю крышу и окна. В то время все конфискованные дачи были отданы под детские учреждения и дома отдыха. Так вот в этом здании было организовано что-то вроде детского дома. Судя по фото, там пребывало около 40 детей.
После революции дача Костерина неоднократно меняла хозяев. В начале 20-х в доме располагалась одна из дач ЧК. Чуть позже в Уфе было создано Башкирское отделение добровольного общества друзей воздушного флота, которому центральное правление общества передало для учебных занятий самолет системы «Фарман-30». Именно для этого самолета и строился первый аэродром в районе села Глумилино. С 1932 года в здании бывшего загородного дома Костерина разместился Уфимский авиационный отряд и диспетчерская уфимского аэропорта. На втором этаже функционировал ресторанчик. Летная группа поначалу состояла из трех «кукурузников» У-2. Аэропорт, со временем оказавшийся в центре Уфы, в начале 60-х был перенесен за город, куда перебрался и весь штаб воздушной гавани, до этого располагавшийся в доме Костерина.
Путеводный символ
С 1964 году в здании начало работу Уфимское бюро путешествий и экскурсий. Примечательно, что флюгер-петушок увенчал башенку именно в эти годы, заменив громоотвод. Говорят, что его устанавливал лично директор бюро путешествий.
Председатель гильдии экскурсоводов РБ Марина Игнатьева, 17 лет проработавшая в «Петушке» заведующей экскурсионного отдела бюро путешествий, с теплотой вспоминает о том времени.
- С этим зданием связано многое, - признается Марина Всеволодовна. - Ведь это была диспетчерская аэропорта Уфы, а улица Зорге – взлетной полосой. У меня даже есть фотография, сделанная примерно в начале 60-х годов, на которой запечатлены дома, а над ними самолеты поднимаются. А когда в здании открыли бюро путешествий, вся Башкирия приходила к «Петушку», который стал настоящим центром экскурсионной и познавательной жизни.
Здесь продавали огромное количество путевок: отправляли уфимцев и жителей республики в турпоездки по России, а экскурсионные теплоходы уходили каждые пять дней.
- Вы только представьте, что в день мы принимали по 20-25 автобусов 30-местных со всей Башкирии – люди из районов приезжали на один день, чтобы познакомиться с Уфой! – вспоминает Марина Игнатьева. - Всем этим руководил директор бюро Ефим Шуф.
По словам Марины Всеволодовны, во время работы в этом историческом здании дух старины не ощущался, поскольку ремонт внутри был современным. Но все сотрудники бюро путешествий были охвачены жаждой познания нового.
- Понимаете, это был настоящий центр жизни. Здесь готовили экскурсоводов, отправлялись экскурсии. Наверное, каждый уфимец знал Дом с петушком.
Начиная с 90-х в загородном доме Костериных началась привычная чехарда с арендаторами, которая не прекращается до сих пор. Поначалу здесь сменяли друг друга многочисленные частные туристические агентства. Бизнесмены все верно рассчитали – уфимцы по привычке шли за путевками в «Дом с петушком», который за много лет стал символом туристической деятельности.
Правда, со временем, когда турагентства появились чуть ли не в каждом подъезде, Дом с петушком утратил привлекательность и культовый статус как для уфимцев, так и для представителей турбизнеса. Одним из последних арендаторов была компания по обслуживанию домофонов – из-за слишком дорогой аренды и ей пришлось подобрать офис подешевле.
- Внутри особняка почти ничего не напоминает о его истории – там провели ремонт, даже лестницу сменили, - рассказал сотрудник компании. - А вот вид снаружи остался прежними. Дыхание старины мы, конечно, там ощущали. Приятно было работать в таком месте: мы всегда удивлялись, что облик старинного здания дошел до наших дней практически в первозданном виде.
По словам же краеведа Анатолия Чечухи, изначально загородный дом Костерина был более выразительным и красивым за счет открытых веранд, которые впоследствии перестроили. По мнению Анатолий Львович, сегодня дом выглядит хорошо, не проседает. Тем не менее любое здание требует ухода.
- Насколько я помню, когда съехал аэропорт, крышу перебирали. Оценить состояние дома, конечно, могут только специалисты, но вроде бы выглядит он неплохо. Если за крышей смотреть, деревянный дом может простоять очень долго – сотни лет. Разумеется, при наличии хорошего фундамента.
Безусловно, Дом с петушком - одна из знаковых координат, которых в Уфе не так уж и много. Анатолий Чечуха уверен, что «Петушка» и сейчас знает большинство жителей города.
- Хотя название это и не историческое, но ведь, согласитесь, хорошее. «Петушок» – звучит красиво, и многие сразу понимают, где это. В здании всегда находилось очень много разных контор. Есть арендаторы – и слава богу. Главное - чтобы у здания был хозяин, поддерживающий его в хорошем состоянии.



Библиография:


Зверева В. Высоко сижу, далеко гляжу / В. Зверева. - Текст : непосредственный // Московский комсомолец в Башкортостане. - 2017. - 11-18 янв. - С. 8: фот.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Январь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

УФА В КНИГАХ