Борецкий Юрий Николаевич (род. 1937 г.) - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
Борецкий Юрий Николаевич

В Уфе, на Бекетовской улице в Северной слободе (позже – Миасская улица), в сентябре 1937 года родился Юрий Николаевич Борецкий . В детстве и юности Юра всегда что-то конструировал. После окончания 59-й школы поступил в сельхозинститут. С деньгами в семье было не густо. Пришлось перейти на заочное обучение в авиационный институт.
Параллельно работал в телеателье на Чернышевского, быстро «вырос» до заместителя директора. После института стал работать на 40-м заводе, в конструкторском бюро, имел изобретения.
Успешный конструктор берёт в руки фотоаппарат. Правда, широкоплёночный «Любитель» Юре подарили ещё в середине 1950-х, в 1961 году, уже после свадьбы, у него появился и ФЭД-2. Борецкий не просто гулял с женой и дочерью, но и фиксировал  эти прогулки на плёнку. Благодаря такому неожиданному и весьма нестандартному подходу мы сегодня можем видеть сгинувший навеки отрезок улицы Якутова с троллейбусной сетью – нынче от домов и улицы с троллейбусными проводами осталось только три
столба в межквартальном проезде от улицы Пархоменко у Дома печати до Центрального рынка.
Вид полупустой апрельской улицы Революционной со «звёздным» трамваем КТМ-1 сегодня буквально завораживает, но можно уверенно сказать, что полвека назад эта картинка никого бы не удивила. И тут вновь возникает вопрос, который можно было задать ещё летописцу Уфы дореволюционной Аполлонию Зираху: «Для чего снимали, ведь ни денег, ни выставок за этим не последует?» Ответ только один: талантливый человек талантлив во многом. И, в отличие от большинства людей, он многое чувствует, многое
предвидит. Порой вовсе не осознавая этого. А ещё он старается сохранить результаты своей деятельности, в данном случае тщательно собирая негативы. Чтобы кто-то через много-много лет, глядя на эти снимки давно улетевшей весны, вновь повторил удивительные слова одного из героев Ивана Бунина: «Нет, прежний мир, к которому был причастен я некогда, не есть для меня мир мёртвых, он для меня воскресает всё более, становится единственной и всё более радостной, уже никому не доступной обителью моей души!»
До сих пор одним из самых ярких впечатлений детства у Юрия Николаевича остаётся картинка из мая 1945-го: всеобщее ликование, и вдруг на улице он видит плачущую женщину. «Бабушка, что плачешь, Победа ведь?!» – спрашивает он её. «Кому только радость, – отвечает та, – а кому и плакать хочется». И переживший тяготы военного детства восьмилетний мальчишка вдруг совсем не по-детски осознаёт, что жизнь – это не только вечная весна или лето с их цветущими или сладкими радостями, как это обычно
представляется в малолетстве, что в жизни радость обязательно соседствует с печалью.
Может именно поэтому, став взрослым, даже в поздней осени он стал находить своё очарование. Слякоть, мокрый снег, пожухлые листья, серое небо – унылая, словом, пора, язык не повернётся назвать это красотой. А Борецкий в ноябрьской чёрно-белой графике улиц и садов видит особое изящество: забравшись в безлюдный матросовский парк, он всё щёлкает и щёлкает затвором.
Как всякий уважающий себя фотолюбитель экспериментирует он и с цветной плёнкой, благо фотоателье берут её на проявку. Благодаря этому у нас сейчас есть уникальные цветные снимки Уфы начала 1970-х, то есть такие кадры, что мало интересовали профессиональных фотокоров-газетчиков: вот каким-то чудом в кадр попадает многострадальный долгострой – здание Русского драмтеатра, а вот девчонки лепят снежную бабу во дворе у парка Гафури.
Но вновь весна на улице! И прямо-таки слышишь, как заливаются звонки, едущих мимо стадиона «Труд» трамваев… Нет давно ни стадиона, ни трамваев. Не осталось и той безудержной радости, что была присуща тем далёким дням. Но все эти сугробы, карусели, беседки и трамваи продолжают жить где-то внутри нас, поднимаясь иногда из потаённых глубин памяти с помощью некой фотомашины времени, в которую с течением лет превращаются простые фотоснимки. Ведь их автор полвека назад увидел невидимое и бессмертное – само время.

Библиография:

  1. Чечуха А. Время действия - несрочная весна / А. Чечуха // Уфа. - 2014. - № 4. - С. 52-53.
  2. Чечуха А. Зимы и весны Юрия Борецкого / А. Чечуха // Бельские просторы. - 2014. - № 9. - С. 131-133.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Июнь 2023 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
  

УФА В КНИГАХ