![]() ГЛАВНАЯ ![]() РУБРИКИ ![]() ЭЛЕКТРОННЫЕ КАТАЛОГИ |
Улица Лермонтова
![]() ![]() Михаил Юрьевич Лермонтов Несколько десятилетий назад был составлен каталог, в который вошли одиннадцать картин М.Ю.Лермонтова, 51 акварель, 50 рисунков на отдельных листах и около 70 зарисовок в рукописях. Художественные создания Лермонтова полны того же неукротимого жизненного темперамента, страсти, порыва, что и стихи. В 1927 году по инициативе М.В.Нестерова и архитектора И.Е.Бондаренко в Пушкинский музей Ленинграда поступил из Уфы неизвестный ранее рисунок Лермонтова «Тамань». История появления этого рисунка в Уфе – загадка, которую когда-то пытался разгадать известный уфимский краевед Н.Барсов, сейчас этим занимается краевед-педагог Ф.Ахмерова . На рисунке – домик на скалистом берегу моря, вдали – белеет парус одинокий. Размер листа – 19х28 см. надпись в углу – «М.Ю.Лермонтов». Рисунок «Тамань» вы можете увидеть во многих изданиях произведений поэта. Михаил Юрьевич посетил Тамань дважды. Оба его приезда пришлись на ненастные дни. Пронизывающий морской ветер, холодный дождь, непролазная грязь. Укрыться можно только в хатах – мазанках, однако лучшие из них уже были заняты военными из местного гарнизона. О пропитании и говорить нечего. Лермонтов писал, что в Тамани он чуть не умер от голода… Теперь в Тамани воссоздана хата, в которой останавливался М.Ю.Лермонтов в 1837 году. Здесь произошли события, положенные им в основу сюжета одной из глав романа «Герой нашего времени» - «Тамань». Здесь же родился рисунок. Рисунок впоследствии затерялся. Нашелся он в Уфе. В «Описании рукописных и изобразительных материалов Пушкинского дома» сказано, что этот рисунок найден в октябре 1919 года среди «разгромленного и брошенного белогвардейцами имущества». Документы Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова подтверждает это: в музей рисунок поступил из Горхоза , который распоряжался тогда трофейными ценностями. Тут же сказано: рисунок поступил в составе «коллекции Петровых». Как попал рисунок М.Ю.Лермонтова в Уфу? В конце пятидесятых годов Николай Николаевич Барсов стал искать уфимцев , которые специально интересовались творчеством М.Ю.Лермонтова. Такой человек нашелся. Его имя подсказал видный лермонтовец Ираклий Андроников. В статье «Первый биограф», опубликованный в «Учительской газете» 21 июля 1964 года, он пишет: «В 1870 году в одном из номеров «Московских ведомостей» появилось сообщение о том, что инспектор Уфимской гимназии Хохряков желает передать Императорской публичной библиотеке имеющиеся у него рукописи известного нашего поэта Лермонтова…». И.Андроников назвал В.Хохрякова «первым биографом» М.Ю.Лермонтова. ведь он собрал множество рукописей и рисунков поэта, записал воспоминания родных и друзей. «Он заслужил, чтобы его имя знали все, кому дорога поэзия Лермонтова», - закончил статью Ираклий Андроников. Н.Н.Барсов стал разыскивать потомков учителя, уехавшего в 1870 году в Пензу, но не нашел. Не исключена возможность, что рисунок Лермонтова – частица коллекции Хохрякова. Еще один интересный факт. В поэме «Монго» Лермонтов представляет себя скачущим на башкирском скакуне: Храпя, мотает длинной гривой Под ним саврасый скакунок, Степей башкирских сын счастливый. Оказывается, в период работы над поэмой бабушка Елизавета Алексеевна подарила любимому внуку тройку башкирских лошадок. Это была не просто тройка, а чудо – тройка. Михаил Юрьевич вместе с двоюродным братом сразу же стали объезжать новенькую упряжку. Лошади были чудо как хороши. Они несли седоков так, что ветер свистел в ушах, а лошадям хоть бы что – даже не вспотели. Об этом рассказано в книге А.С.Марченко «С подорожной по казенной надобности», изданной в Москве в 1984 году. В Уфе, в Черниковке , есть улица Лермонтова (часть бывшей улицы Худайбердина ). Название получила 1 ноября 1949 года.
Библиография
Литературное наследие
|
![]() ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Английские путешественники ХlХ века об УфеМеталлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова). И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы». Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16. Шаляпин в УфеВ сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.
![]() УФА В КНИГАХ
|
||||
©МБУ ЦСМБ |