Уфимские мозаики Петра Храмова - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Панно на ДК РТИ было выполнено к 50-летию образования СССР. Можно предположить, что фигура молодой женщины, олицетворяет главную республику – РСФСР, или саму страну. Но людям читавшим «Инок» совершенно ясно, что это – Маша. Круглое лицо, огромные «желтенькие» глаза. И странное дело… Ответственные работники, утверждавшие эскиз в более чем благополучной середине 1970-х, как-то упустили или не заметили того, почему у женщины-олицетворения страны такое сурово-тревожное выражение лица? Мысль, принадлежащая не мне – настоящий художник чувствует ветер, задолго до того как начинают клониться деревья. Пройдет совсем немного лет и нашу страну потрясут нелегкие испытания… Но у страны крупные, как у бабушки мальчика, крепкие ладони, в них она, – как надежду на спасение, держит ветвь. И эти мощные сильные руки спасут, защитят, не дадут пропасть.
Еще одной иллюстрацией к «Иноку» в этой мозаике являются школьники, сидящие за партой – это мальчик и Маша. А юноша-солдат, по словам близких художника, – это автопортрет самого Петра Храмова.
Еще одна особенность этого панно открылась мне внезапно. Мозаика выполнена не из смальты (кусочков цветного стекла) а из маленьких цветных керамических плиточек «ирисок». Кажется, что мозаика из них не так эффектна как из смальты. Но в один из весенних дней я оказалась здесь утром, когда яркие солнечные лучи ударили в эти плиточки лежащие каждая под чуть разным углом – вся композиция буквально горела, переливалась, жила!
Другая замечательная, очень нежная и камерная, работа Петра Храмова из мелкой керамической плитки и ее осколков, находится на здании детского сада бывшей «Витаминки». Жаль, что она расположена во внутреннем дворике и с улицы почти не видна. На мозаике женщина с ребенком, – и это опять Маша. На панно напротив – мальчик. И, вот что меня удивило. На формально стандартной композиции счастливого советского детства, вдруг отдельно – две рыбки. В атеистические советские годы, и один из главных христианских символов!
В середине 1970-х Петр Храмов выполнил четыре мозаичных панно в строящемся здании нового Железнодорожного вокзала. На них нет человеческих фигур, но опять можно видеть многое, связанное с романом «Инок». Берег реки и холм – место очень похожее на берег реки Белой около Монумента Дружбы, где когда-то стоял чудесный дом-терем. На другом скачут уже навсегда свободные кони, и их гривы струятся, как волны. Еще несколько лет назад одно из четырех панно (на стене, выходящий на платформы) от сырости и вибрации начало разрушаться. Работники вокзала своими силами пытались его реставрировать, обращались в союз художников, но никто не откликнулся. При начавшейся несколько лет назад реконструкции здания – оно было демонтировано.
Зимой прошлого года стало известно, что угроза уничтожения нависла и над другими композициями. В проекте реконструкции (разработанном давно, и не в Уфе) сохранение мозаик не было предусмотрено. В слабой надежде, что может что-то удастся сделать, я составила письмо к начальнику Куйбышевской железной дороги, которое подписали известные уфимские художники, литераторы, журналисты, в том числе участники литературного объединения УФЛИ и главный редактор газеты «Истоки» Айдар Хусаинов.
Ответ от руководства РЖД оказался положительным, было принято решение – мозаики сохранить. Но при непосредственном проведении работ возникло множество сложностей. Реконструкцию необходимо было завершить до начала форума ШОС и БРИКС. Около одной из стен с мозаичным панно проектом предусматривалась установка шахты лифта для малоподвижных граждан. Из-за прокладки коммуникаций, установки нового оборудования, к большому сожалению, сохранить одну из мозаик не удалось. Возникли проблемы и с двумя другими, но было найдено техническое решение, при котором конструкции подвесного потолка не закрыли оставшиеся два панно. Руководство железнодорожного вокзала, Башкирского отделения РЖД, строители – сделали все возможное. Спасибо им всем!
Наверное, многие помнят мрачные, грязно-серые стены старого вокзала. При новой отделке, на фоне бежевого мрамора, и при более ярком освещении, мозаики Петра Храмова заиграли совершенно по-другому. На средства строительной компании, проводившей работы, была установлена памятная доска – «Мозаики выполнены известным уфимским художником и писателем Петром Алексеевичем Храмовым».
Янина СВИЦЕ


Библиография:


Свице Я. Уфимские мозаики Петра Храмова / Я. Свице. - Текст : непосредственный // Истоки. – 2016. - № 47 (23 нояб.)  -  С. 16: фот.

 

 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Сентябрь 2025 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

УФА В КНИГАХ