![]() ГЛАВНАЯ ![]() РУБРИКИ |
А. А. Черданцев
Александр Алексеевич Черданцев родился в 1871 году на уральском прииске Лисвяный Пермской губернии (ныне Невьянского района Свердловской области) в семье служащего. Его отец Алексей Иванович работал в партии, занимавшейся топографической съемкой Уральских казенных заводов. На приисках родились его дети: Анна, Николай, Семен и Александр. Александр рос слабым и болезненным ребенком. С детских лет у него проявилась глубокая любовь к уральской природе, ее он сохранил на всю жизнь. Для получения образования Александр поступил в Екатеринбургскую мужскую гимназию, но по болезни был отчислен из 5-го класса и в 1877 году отдан учеником в Верх-Исетскую аптеку. В 1893 году в Казанском университете он сдал экзамен на помощника аптекаря, через два года поступил на фармацевтическое отделение Московского университета, который окончил в 1899 году, получив звание провизора. Вернулся в Екатеринбург, женился на школьной учительнице Анне Карловне Лемарсье и стал работать управляющим аптекой городской больницы. Как страстный любитель и исследователь природы и жизни Урала, Черданцев с 1900 года – член Уральского общества любителей естествознания, сначала заведовал отделом нумизматики общества, а затем стал его секретарем. В 1911 году в «Записках» этого общества вышел составленный им «Каталог сочинений по нумизматике библиотеки Уральского общества любителей естествознания по 1908 год» и почти одновременно «Каталог монет П. И. Тарасова в музее Уральского общества любителей естествознания». А. Черданцев активно участвовал в экспедициях по Северному Уралу. Вдвоем с проводником, верхом на лошади или пешком преодолевал сотни километров, собирая материалы об этом суровом крае. Часто на много верст кругом не встречалось никакого жилья, изредка на берегах горных рек попадались лишь брошенные рыбаками шалаши да охотничьи избушки в лесу. В редко встречающихся деревнях А. Черданцев быстро заводил знакомства, устанавливал связи со старожилами, собирал сохранившиеся в устном творчестве местные легенды и песни. Результаты этих экспедиций нашли отражение в его работах «Гора Качканар», «Косьвинский и Тылайский камни» и «Экскурсии по Уралу», написанных в 1904 – 1906 годах. Для музея «Уральского общества любителей естествознания» А. Черданцев составил обширный гербарий, в котором систематизировал высокогорную растительность Урала. В 1915 году А. Черданцев переехал в Уфу: его пригласили на должность управляющего аптекой Комитета Императорского человеколюбивого общества. А незадолго до отъезда он был избран пожизненным членом Уральского общества любителей естествознания. Черданцев часто выезжал в Екатеринбург (с 1924 года Свердловск), результатом чего стали работы «Как началось монетное дело в Екатеринбурге», «Уральские рудные и угольные печатки», «Из истории Екатеринбургской журналистики» и другие. В Уфе А. Черданцев принял активное участие в возрождении Губернского музея, детища членов Уфимского статистического комитета Н. А. Гурвича, К. А. Буха и А. Б. Иваницкого. 22 декабря 1917 года по инициативе А. Черданцева в музее состоялось собрание, в работе которого приняли участие около 20 представителей интеллигенции города, большинство из которых были преподавателями различных уфимских учебных заведений. Назовем лишь некоторых из них: К. П. Краузе (2-ая Уфимская женская гимназия), П. П. Киснемский (Уфимский учительский институт), В. А. Ефремов (Уфимская казенная мужская гимназия), А. К. Носков (Коммерческое училище), В. А. Кондаков (Фельдшерско-акушерская школа). Было решено создать общественный Комитет Губернского музея, разработать его Устав. Уже через неделю (31 декабря 1917 года) на заседании общего собрания членов Комитета музея А. А. Черданцев был единогласно избран его председателем. В 1918 – 1919 годах Уфа неоднократно переходила из рук красных в руки белых, и наоборот. В период этой сложной и неоднозначной политической ситуации, осложненной голодом, болезнями и нищетой, А. Черданцеву удалось не только уберечь музей от разграбления, но и пополнить его новыми коллекциями. Так, до сих пор в фондах Национального музея Республики Башкортостан, ставшего правопреемником Уфимского губернского музея, хранятся многие документы, попавшие в него тогда, когда в Уфимской губернии у власти находились различные небольшевистские правительства: Временный комитет вновь воссозданной Уфимской городской думы (июнь 1918 года), Институт уполномоченных представителей Учредительного собрания (июль-август 1918 года), Уфимская директория (сентябрь-ноябрь 1918 года). Об активности работы Комитета свидетельствует, например, такой факт: с января по июль 1918 года он собирался 16 раз, на заседаниях заслушивались научные доклады по изучению Башкирского края. Музей в это трудное время даже пополнил число своих активистов: в качестве коллективных членов приняли Уфимское общество врачей-испытателей и Кружок юных любителей естествознания. Осенью 1919 года А. А. Черданцев был назначен заведующим фармацевтической частью губернского санитарного отдела, организованного вместо бывшей врачебной службы Губернской земской управы. Уже летом 1920 года А. А. Черданцев организовал несколько экспедиций по сбору лекарственных трав. Тогда же были изданы написанные им брошюры «Лекарственные растения Уфимской губернии» и «Спорынью нужно собирать». А. А. Черданцев добился открытия в Уфе лаборатории тинктур (спиртовых и эфирных настоек) и мазей на основе лекарственных веществ. Он был первым заведующим этим небольшим предприятием, впоследствии ставшим Уфимским фармацевтическим заводом. В 1922 году А. А. Черданцев оставил свою работу на поприще фармацевтики и последующие три года заведовал Уфимским художественным музеем. Основой коллекции Уфимского художественного Пролетарского музея имени Октябрьской революции (таким было его название при создании в 1919 году, с 1929 – Башкирский художественный музей, в 1954 году получил имя М. В. Нестерова, с 1999 года – Башкирский государственный музей им. М. В. Нестерова) стало собрание картин уроженца Уфы художника М. В. Нестерова, преподнесенных им городу еще в 1913 году (101 произведение: 30 работ самого дарителя, остальное – картины И. Е. Репина, И. И. Левитана, К. А. Коровина, А. К. Саврасова, Е. К. Маковского, Н. К. Рериха, А. Я. Головина, А. Н. Бенуа и других русских мастеров). Организатором и первым директором музея был И. Е. Бондаренко (1870 – 1947), которому М. В. Нестеров еще в 1914 году передал свои картины для размещения экспозиции в помещениях Аксаковского народного дома, открытие которого затянулось в связи с началом первой мировой войны.
Из воспоминаний Марии Николаевны Елгаштиной: «…С Ал. Александровичем нас связывало чувство преданности своей работе и особое отношение к музею как хранилищу произведений высокого искусства.Александр Алексеевич очень любил книги и почти ежедневно заходил ко мне в библиотеку, просил ту или иную книгу, часто вместе с посетителями присаживался где-нибудь в уголке и всегда делился со мной, если находил что-нибудь интересное. Иногда же при закрытии библиотеки я проходила через темные залы музея к нему в кабинет, в тишине которого мы просматривали книжные новинки. У нас были хорошие дружеские отношения, не разрушаемые никакими трениями…»
Черданцев входил в состав библиотечного совета ЦНБ и заведовал в ней Кабинетом местного края. Уже в 1929 году Кабинет начал составлять текущую библиографию: материал собирался из всех поступавших в научную библиотеку книг, журналов и газет (кроме тюркской краеведческой литературы). Выявлялись все крупные или интересные статьи и заметки, рецензии на местный краеведческий материал.
За время работы в Книжной палате А. А. Черданцев внес огромный вклад в систематизацию фонда архива печати, на материалах Книжной палаты БАССР, Государственной библиотеки имени В. И. Ленина (Москва) и Государственной публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина (Ленинград) составил три краеведческих сборника, справочно-краеведческую картотеку. К сожалению, такие работы Черданцева, как «Библиография периодической печати Уфимской губернии до 1917 г.» и дело всей его жизни – капитальный «Уральский библиографический словарь», материалы которого после смерти автора оказались в Перми и Свердловске, остались неопубликованными. В последние годы жизни А. А. Черданцев очень страдал от сердечной болезни, лечение которой в суровые годы Великой Отечественной войны оказалось проблематичным. В связи с этим в 1942 году он был вынужден оставить работу в Книжной палате, но продолжал оказывать научные консультации ученым эвакуированной в Уфу Украинской Академии наук. 16 июля 1943 г. Александр Алексеевич Черданцев скончался и был похоронен на Сергиевском кладбище. В 2003 году Книжная палата Республики Башкортостан опубликовала ретроспективный библиографический указатель литературы «Башкортостан в печати до 1917 года». В этот сводный каталог краеведческой литературы, составленный большим коллективом авторов, вошло лишь небольшое число (менее 5%) наименований собранных Черданцевым еще в 30-е годы XX века документов периодической печати. |
![]() ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Английские путешественники ХlХ века об УфеМеталлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова). И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы». Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16. Шаляпин в УфеВ сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.
![]() УФА В КНИГАХ
|
||||
©МБУ ЦСМБ |